Первое публичное обсуждение вопросов развития среднего профессионального образования (СПО) провели представители Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Мероприятие состоялось в заключительный день форума.
Основной целью обсуждения стала реализация Федерального проекта «Профессионалитет» и модель российского чемпионата рабочих профессий, призванного выступить альтернативой международному движению WorldSkills. Эксперты, в числе которых представители власти, вузов и колледжей, делились своим видением эффективного взаимодействия системы среднего образования и промышленности и подготовки востребованных специалистов.
Участники круглого стола:
Модератор:
- Андреев Иннокентий Борисович, ведущий аналитик Информационно-аналитического форсайт-центра Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ.
Участники круглого стола:
- Потехина Ирина Петровна, вице-губернатор Санкт-Петербурга;
- Карабекян Татевик Рубеновна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения России;
- Ананич Марина Ивановна, помощник губернатора Новосибирской области по вопросам науки, инноваций, образования;
- Салкуцан Сергей Владимирович, заместитель руководителя по образованию Дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ;
- Луковникова Наталья Михайловна, директор Информационно-аналитического форсайт-центра ИППТ СПбПУ;
- Брикман Андрей Вальдимортович, диреĸтор Новосибирсĸого авиационно-техничесĸого ĸолледжа;
- Сартакова Елена Владимировна, диреĸтор Новосибирсĸого химиĸо-технологичесĸого ĸолледжа имени Д. И. Менделеева;
- Седых Сергей Евгеньевич, старший преподаватель ĸафедры фундаментальной медицины Новосибирсĸого государственного университета;
- Лидер Елизавета Виĸторовна, председатель Совета молодых ученых Сибирского отделения РАН;
- Талюкина Галина Федоровна, директор Новосибирского технического колледжа им. А. И. Покрышкина;
- Наговицына Галина Михайловна, соучредитель, управляющий партнер Академии управления «Эрфольг»;
- Козерский Виталий Николаевич, генеральный директор ООО «Информационные технологии»;
- Шабурова Аэлита Владимировна, директор Института оптики и технологий информационной безопасности Сибирского государственного университета геосистем и технологий.
Новая модель чемпионатного движения базируется на экспертном сообществе, включающем в себя высококвалифицированных специалистов, а также на приоритетном использовании национальных стандартов. Об этом рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения России Татевик Карабекян.
«Оптимизация образовательных программ, обеспечение их максимального приближения к запросам работодателей, ориентация на отечественных производителей и потребности региона – это те векторы, которые позволят обеспечить интенсификацию развития реального сектора экономики и обеспечить его кадрами высокой квалификации», - заявила Татевик Рубеновна.
Как отметила вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина, после прекращения членства России в WorldSkills, требования к новым кадрам радикально изменились.
Об участии СПбПУ и Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ в проекте «Профессионалитет» рассказал заместитель руководителя по образованию Дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Сергей Салкуцан. Он подчеркнул, что ПИШ СПбПУ развивает проектное обучение: вся деятельность выстроена на взаимодействии с промышленностью.
«Задача нашей ПИШ – разработать все необходимые регламенты и модели организации такого обучения. Когда мы выполняем проект для реальной индустрии, то, как правило, мы выполняем актуальный проект. Студенты выполняя проект в командах, учатся и изучают технологические и производственные процессы. Это важно для них, это меняет их мотивацию, особенно, когда они видят результат своей деятельности», - рассказал Сергей Владимирович.
Спикер сделал акцент на том, что подобный подход реализуется на базе высшего и дополнительного профессионального образования. Возможность его применения в системе СПО пока находится на уровне гипотезы и детально изучается. Результаты вышеупомянутого исследования должны помочь определить вектор развития и модернизации образовательных программ, добавил Сергей Салкуцан.
Потенциальные работодатели назвали часто применяемые инструменты для подготовки специалистов. В абсолютных лидерах – обучение на рабочем месте и наставничество. Выделили эксперты и основные, с их точки зрения, проблемы СПО: низкий уровень практических и теоретических знаний у выпускников, низкая мотивация, отсутствие нужных направлений подготовки.
Исследовательскую работу планируют завершить в декабре. По итогам будет составлен подробный отчет, который станет ориентиром в работе по формированию чемпионата рабочих профессий. Как отметили участники круглого стола, проект «Профессионалитет» и проводимые чемпионаты могут помочь расставить индустриально-технологические приоритеты и создать адекватную сложившейся ситуации модель компетенций в обучении.
Источник: nticenter.spbstu.ru